Проект «Дромомания или путешественники поневоле»

По проблеме ухода и бродяжничества детей и подростков  школ    Нижнего Новгорода  (в рамках программы «Азбука счастливого детства») проводился городской конкурс «Дромомания или путешественники  поневоле».

Цель проекта: сбор и изучение материалов по проблеме ухода и бродяжничества детей и подростков города для обобщения опыта работы  социальных педагогов, психологов, классных руководителей школ по психологическому  сопровождению детей и подростков с признаками дромомании (ухода и бродяжничества) и  «страха» для их реабилитации и создания комфортных условий  в семье и школе; выявление и изучение причин появления синдрома ухода и бродяжничества детей и подростков, определение эффективных путей решения этой проблемы и оказание психологической и психотерапевтической помощи учащимся школ, родителям, педагогам; привлечение внимания общественности  к проблеме ухода и бродяжничества детей и подростков

Конкурс был направлен на эффективное взаимодействие комиссии по делам несовершеннолетних, школы и общественной организации (в рамках программы «Семья» МОУ СОШ № 182) для оказания помощи социальным педагогам, психологам, классным руководителям, детям и их семьям в формировании культуры общения.

Проект «Дети социального риска»

 

 

Изучение проблемы ухода и бродяжничества детей и подростков в 2008 году переросло  в создание в Нижнем Новгороде Кризисного центра для детей и семей социально-опасного положения «Понимание» с целью  оказания всесторонней ежедневной помощи беспризорным детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, раннего выявления таких семей,  снижения  риска социального сиротства.

Цель: Создание ресурсной базы для максимально полной социальной  реабилитации и адаптации в обществе и семье, детей, подростков от 5 до 16 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Основными направлениями деятельности  Центра помощи «Понимание» являются: социальная и психолого-педагогическая работа, семейно-восстановительные программы, санитарно-гигиенические процедуры и первая медицинская помощь. Большое внимание уделяется организации реабилитационных  мероприятий детей и подростков, переживших  грубость и насилие в собственных семьях, профилактике наркомании, борьбе с курением.

 

 Сотрудники центра «Понимание» ставят себе целью адаптировать детей и подростков к социальной среде, сформировать необходимые, но не развитые у них бытовые навыки, дать возможность научиться нормальному общению с людьми, задуматься о возможности иной жизни и сформироваться как личности.

Администрация города в июле 2009 года предоставила помещение для создания Центра (200 кв.м,) по адресу ул. Бусыгина, д.17а, но в нем необходимо было сделать крупный ремонт: кровельные работы, сантехнические, электромонтажные, отделочные. Ремонт  осуществлялся собственными силами и с помощью привлеченных волонтеров на средства  партнеров и спонсоров. Первый раз после получения помещения дети и подростки с улиц появились в Центре в июле 2009 г. Они очень обрадовались этому событию, им самим захотелось поучаствовать в становлении Центра, и именно они оказались первыми волонтерами - сами стали мыть полы, снимать старые обои.

 

 Проводилась активная работа по привлечению материалов, услуг и необходимого оборудования.

Более 15 организаций откликнулись на призыв участвовать в создании Кризисного Центра, более 30 добровольцев приняли участие в ремонтных работах, привлечено услуг, материалов, оборудования на сумму

650 тыс.рублей.

Наши благотворители:

Депутат Гордумы г.Н.Новгорода - Амельченко Владимир Валерьевич

 ООО «Техстрой», ген. директор Смирнов Владимир Александрович

Ек-Кемикал, ООО, Ген. директор Кайнов Алексей Борисович

ЗАО Группа компаний «Ордер», Ген. Директор Филатов Руслан Николаевич

ООО «СантехЛюкс», директор  Григорян Ашот Саакиевич

Салон-магазин «Интерно», директор Бочкова Светлана Федоровна

Салон дверей «Престиж», директор Григорян Арман Сааки

Салон эл.технического оборудования «Эл-Свет», директор Ворожцов Роман Сергеевич

 ЗАО НПП «Системотехника», директор Кочергин Сергей Николаевич

ООО «Ваш компьютер», директор Агафонов Юрий Владимирович

Центр «Открытое сердце», директор Гурашев Алексей

Центр «Позитивное мышление», Бабушкина Ирина Олеговна

Христианский культурный центр, Коржос Виктор Константинович

Движение «Милосердие», Шляпин Александр

Учащиеся проф. тех. училища № 39, директор Шабаева Галина Александровна

Зарубина Марина Константиновна

 

 Что было:

                               

 

Что стало:

 

 

Всего получено на благотворительной основе услуг, материалов, оборудования примерно на сумму: 650 тысяч рублей

 

  Организация дневных программ для детей 

Помимо поиска помещения, средств, оборудования, материалов и ремонта помещения организовывались программы для детей:

Знакомство детей с работой юношеской конноспортивной школой Горьковской железной дороги.

Руководитель дирекции социальной сферы Горьковской железной дороги Александрова Н.В. , директор и завуч конноспортивной школы отнеслись с пониманием к нашей просьбе и согласились провести для детей экскурсию в конюшне.

Детям рассказали о лошадях, показали, как они живут, и покатали их верхом. Ребятам понравилось. У ребят светились глаза от возможности прокатиться и потрогать лошадь. Администрация конноспортивной школы согласилась продолжить работу с детьми и в будущем.

Стрижка детей и знакомство с парикмахерским делом.

Ребята просили, чтобы их постригли. И из, казалось бы, обыкновенного гигиенического мероприятия, такого как  «Стрижка волос», решили сделать интересное для них действо.

Ребятам приятно любое внимание к ним, любая забота. Общение с новым человеком для них очень ценно. Все они хотели поучаствовать в этом, посмотреть, как это делается, они внимательно рассматривали, как парикмахер работает, расспрашивали о разных стрижках.

Культурно-гигиенические мероприятия

Регулярно осуществлялись походы в кино, после которых у детей была возможность высказаться, выразить свои эмоции и впечатления от увиденного на экране.

Самыми яркими мероприятиями можно назвать игры в футбол. Футбольного матча дети ждали с большим нетерпением и были рады возможности погонять мяч, забыв о своих трудностях.

Все вместе праздновали Дни Рождения, дарили подарки и устраивали чаепития. Работники проекта старались создать атмосферу семейного уюта, понимания и доброго отношения друг к другу.

 Процесс кормления (раздача сухих пайков) детей, постоянной помощи в предоставлении одежды, обуви, медицинского обслуживания, рассматривался, как возможность знакомства, общения, определения детских нужд и изучения морально-психологического климата их уличной среды, определение количества беспризорных и безнадзорных детей и подростков, а также причин послуживших тому, что они оказались на улиц

Жизнь на улице очень опасна. Неоднократно приходилось помогать нескольким  ребятам, обрабатывать раны.

Помимо оказания экстренной медицинской помощи, в неотложных случаях детей и подростков отвозили в специализированные лечебные заведения, однако здесь были трудности с их обследованием, так как они не имели документов.

Тяжёлая ситуация с гигиеной. Ребята не могли мыться, потому что в бани их не пускали. Вши были везде – в одежде, в волосах, в местах, где они ночевали. Регулярно необходимо было раздавать средства личной гигиены и дезинфицирующих средств. Часто менять ребятам одежду и обувь. 

 

Важно, что многих детей с улиц удалось вернуть в семьи, восстановить связь с родными.

В таблице приведены результаты работы с детьми и подростками на улице:

 

Имя

Результат

Занятие в настоящее время

Ситуация в семье,

или по месту жительства

1

Влад

Отслужил  в рядах Российской Армии. Помощь в оформлении документов.

Занят поиском работы

В данный момент живет со старшим братом алкоголиком, который его бьет и периодически выгоняет на улицу.

2

Эля

Помощь по соц. вопросам.

На руках грудной ребенок 5-ти месяцев.

Проживала в 1ком. квартире с семьей тети, но ее выгнали, и теперь снимает комнату у подруги.

3

Лена

Вернулась домой, ведётся реабилитационная работа.

Проживает с мамой и сестрой.

Часто ссорится с родными и периодически уходит из дома.

4

Алексей

Вернулся домой.

Живёт с семьёй.

В семье наладились отношения.

5

Дмитрий

Вернулся домой, ведётся реабилитационная работа.

Состоит на учёте в милиции. Условное наказание.

Мать зависима от алкоголя. Убегает из дома и периодически появляется на вокзале.

6

Игорь

Вернулся домой, ведётся реабилитационная работа.

Ничего не хочет делать, страдает токсикоманией.

Родители заставляют работать, постоянно сбегает на улицу.

7

Иван

Вернулся домой, ведётся реабилитационная работа.

Ухаживает за парализованной бабушкой. Страдает токсикоманией.

Не учиться, не работает т.к. надо  смотреть за бабушкой.

8

Татьяна

Вернулась домой, ведётся реабилитационная работа.

Занята оформлением документов, нет паспорта, прописки, мед. полиса.

Живёт с семьёй. Бабушка, дедушка, 70 летние пенсионеры.

9

Игорь

Вернулся домой, помогли с оформлением документов.

Работает разнорабочим на стройке коттеджа там и проживает.

Отношения в семье наладились.

10

Паша

Вернулся домой.

Ухаживает за престарелой бабушкой. Бабушка инвалид.

Отношения в семье наладились.

11

Рома

Вернулся домой. Ведётся реабилитационная работа.

Не хочет учиться.

Отношения в семье трудные.

12

Алеся

Помощь по социальным вопросам.

На руках 1,5 годовалая девочка.

Мама одиночка. Снимает комнату вместе с подругой.

13

Оксана

Постоянно ведется работа  по возвращению домой, к учебе.

Ничего не хочет, на все предложения находит массу  возражений. Есть ребенок 1,4 в доме малютки.

Постоянно поддерживается связь  с ее мамой.

14

 Таня

Помощь по соц. вопросам.

 На руках грудной ребёнок

Снимает комнату 6 кв.м.

15

Сережа

Через приют возвращен домой

Страдает токсикоманией.

Мама, отчим и 2 сестры. Отношения в семье трудные.

В целом все ребята, живущие на улице, искренне благодарны за оказанную им помощь и  поддержку.

 

В заключении можно с уверенностью сказать, что проект позволил сделать существенный шаг в создании условий, дающих возможность снизить уровень детей и подростков, проживающих  на улице за счет разворачивания программ профилактики, попадания детей и подростков на улицы.

На базе Центра « Понимание» создаётся модель помощи семьям, детям и подросткам группы риска социально опасного положения, находящимися на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и детских приютах.

Профессиональную помощь начнут получать дети, имеющие негативный опыт насилия и пренебрежения в собственных семьях.   

Обучающие семинары и методические материалы дадут возможность получить профессиональную поддержку специалистам, работающим с детьми группы риска на улицах города и в детских приютах.

 

О создании Кризисного Центра и о проблеме социального сиротства и беспризорности рассказывалось в передаче «Помогай» на ННТВ в октябре 2009 года (автор О.Плетнева)

 

Получена поддержка реализации проекта от главы администрации города, глав администраций Автозаводского и Канавинского районов Нижнего Новгорода, управления общественных связей администрации города, комитета по работе с общественными объединениями и СМИ  Законодательного собрания Нижегородской области, Торгово-промышленной палаты Нижегородской области, одобрение Роспотребнадзора.

 

На данный момент нет содержимого, классифицированного этим термином.